Друзья, в преддверии Дня Победы мы хотим вас познакомить с нашими земляками, которые стали героями во время Великой Отечественной войны.
Герой Советского Союза Владимир Васильевич Титович.
Родился 5 марта 1921 года в селе Авдотьино. Работал слесарем.
В 1940 году вступил в ряды Красной армии. С июня 1943 года участник Великой Отечественной войны в звании лейтенант. Был командиром звена 872-го штурмового авиационного полка (281-й штурмовой авиационной дивизии, 13-й воздушной армии на Ленинградский фронте).К октябрю 1944 года совершил 135 боевых вылетов. 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Владимиру Васильевичу Титовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 1946 года проходил службу в МВД СССР: старший инспектор по кадрам Дзержинского районного управления пожарной охраны Управления внутренних дел Ленинградского облисполкома. В 1950 году вновь призван в Вооружённых силы с направлен для дальнейшей службы в 76-ю воздушную армию. С 1969 года подполковник В. В. Титович в запасе. Жил в Санкт-Петербурге. Скончался 11 апреля 2011 года.
Герой Советского Союза Иван Михайлович Ляшенко.
Родился в 1921 году в уездном городе Юзовка. В ряды Красной Армии вступил в 1939 году. В 1941 году окончил артиллерийское училище. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Принимал участие в боях на Курской дуге, в форсировании Днепра. Получил звание старший лейтенант. Был командиром артиллерийской батареи 109-го стрелкового полка 74-й стрелковой дивизии 13-й армии Центрального фронта. В ходе боёв за плацдарм на реке Десна 12 сентября 1943 года способствовал удержанию рубежа. В боях за плацдарм на берегу Днепра управлял огнём батареи, нанеся противнику большой урон в живой силе. 16 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Ляшенко Ивану Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб в бою 9 февраля 1944 года.
Родился в 1921 году в уездном городе Юзовка. В ряды Красной Армии вступил в 1939 году. В 1941 году окончил артиллерийское училище. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Принимал участие в боях на Курской дуге, в форсировании Днепра. Получил звание старший лейтенант. Был командиром артиллерийской батареи 109-го стрелкового полка 74-й стрелковой дивизии 13-й армии Центрального фронта. В ходе боёв за плацдарм на реке Десна 12 сентября 1943 года способствовал удержанию рубежа. В боях за плацдарм на берегу Днепра управлял огнём батареи, нанеся противнику большой урон в живой силе. 16 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Ляшенко Ивану Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб в бою 9 февраля 1944 года.
Герой Советского Союза Иван Филиппович Ткаченко.
Родился 15 марта 1916 года в посёлке Юзовка в семье рабочего металлургического завода. Окончил 9 классов общеобразовательной школы. В 1933—1940 годах работал электрослесарем на Сталинском металлургическом заводе. В рядах Красной Армии с 1940 года. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. В 1943 году окончил Подольское артиллерийское училище. 24 января 1945 года в бою за город Норденбург Восточная Пруссия пушки дивизиона двигались непосредственно в рядах пехоты. Под сильным огнём противника Иван Ткаченко поднял солдат в атаку, проявив мужество и героизм. Начальник разведки 3-го артиллерийского дивизиона 22-го гвардейского артиллерийского Евпаторийского Краснознамённого полка (3-й гвардейской стрелковой Волновахской дивизии, 2-й гвардейской армии, 3-го Белорусского фронта) гвардии лейтенант Иван Ткаченко в районе города Бартенштайн Восточная Пруссия Германия (ныне Бартошице Польша) 2 февраля 1945 года, находясь в тылу противника с двумя разведчиками и радистом в течение 11 часов умело корректировал огонь дивизиона. В результате были подавлены 2 артиллерийские и 2 миномётные батареи противника, уничтожены 8 пулемётных точек и более роты гитлеровцев. Лично уничтожил 19 немецких солдат. Только за 12 дней наступательных боёв за Восточную Пруссию умело управляя артиллерийским огнём, Ткаченко уничтожил 3 орудия, 5 миномётов, 9 пулемётных точек и более роты солдат противника. За время участия в боевых действиях был дважды тяжело ранен, но возвращался в строй. За время Великой Отечественной войны награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды. 18 апреля 1945 года гвардии лейтенант Иван Филиппович Ткаченко погиб. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за героизм и мужество И. Ф. Ткаченко было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Похоронен в городе Зеленоградск Калининградской области Российской Федерации в братской могиле на улице Московской.
Герой Советского Союза Иван Игнатьевич Мейлус.
Родился 15 августа 1913 года на руднике Рутченково Рутченковского района Сталинской области (ныне находится в черте города Донецк) в семье рабочего. Отец до и после революции работал на том же руднике машинистом водокачки, мать была домохозяйкой. Окончил 7 классов. Затем поступил в горнопромышленное училище рудника Рутченково по специальности электрослесарь. После окончания училища, в 1930 году и до призыва в армию, работал шофёром в гаражах коксохимзавода, а позднее — в управлении новыми шахтами. В 1935 году был призван Рутченковским РВК для прохождения действительной военной службы и направлен в город Бобруйск (Белоруссия) в бронетанковые войска. В декабре этого же года был переведён в Минск в 45-й авиационный отряд. В 1937 году, после окончания срока службы, остался сверхсрочником и работал до апреля 1940 года в отдельном звене связи при 100-й пехотной дивизии Белорусского военного округа авиамехаником. В апреле 1940 года получил направление в Пуховическую военно-авиационную школу пилотов Западного военного округа (Белоруссия). В декабре этого же года школа перебазировалась в город Поставы (Литва). После выпуска, в феврале 1941 года, курсанту Мейлусу И. И. было присвоено звание старшина, и он был направлен в 97-й скоростной бомбардировочный авиационный полк ЗапОВО (город Бобруйск) пилотом. В 1941 году он окончил Полтавскую военно-авиационную школу пилотов. С 25 июня 1941 года в составе 97 СБАПа (Брянский фронт) принимал активное участие в уничтожении гитлеровских войск. Уже на третий день войны лётчики полка наносили бомбовые удары по наступающим соединениям 2-й танковой группы. Так, они с 1 по 28 сентября совершили 562 боевых вылета, в основном уничтожая противника в районе населённых пунктов Стародуб, Почеп, Глухов. 10 сентября 1941 года старшина Мейлус И. И. выполнял боевое задание ведомым в группе пяти Су-2. Перед группой была поставлена задача бомбардировать артиллерийские позиции противника в районе города Почеп. По цели был нанесён эффективный удар и подавлен огонь артиллерийской батареи из четырёх орудий. При отходе от цели старшина Мейлус И. И. подавлял огонь точек зенитной артиллерии. При возвращении с боевого задания он обнаружил аэродром противника, на котором находилось до двадцати самолётов Hs-126. Сделав три захода по аэродрому, старшина Мейлус И. И. поджёг три из них, израсходовав при этом весь боекомплект. Результат своего удара он сфотографировал и привёз в часть снимок полевого аэродрома противника, куда после была выслана группа Су-2 с задачей нанести удар по аэродрому. В результате налёта на земле было уничтожено девять самолётов Hs-126. Приказом 2/6 от 7 ноября 1941 года старшина Мейлус был награждён орденом «Красного Знамени». 25 декабря 1941 года Мейлус И. И. летал ведущим звена в группе девяти Су-2 на выполнение боевого задания с задачей нанести бомбовый удар по автоколонне противника на дороге Мажарово-Змеевка. Группа обнаружила цель и сделала три захода по автоколонне, в результате чего было уничтожено 10 автомашин с войсками и штабной автобус. За отличное выполнение боевого задания старшине Мейлусу И. И. командующий ВВС 3-й армии объявил благодарность с вручением именных часов. Весной 1942 года боевые действия активизировались, и сражавшийся к тому времени на Брянском фронте 97-й СБАП потерял в мае во время бомбёжки на аэродроме Ельца почти все Су-2. Оставшимися машинами с личным составом усилили 209-й ближне — бомбардировочный авиационный полк. Этой части вместе с другими полками ВВС фронта пришлось в трудных условиях отбивать начавшееся 28 июня немецкое наступление, многие полки несли тяжёлые потери, но 209 ББАП сохранил боеспособность. 28 августа 1942 года старшине Мейлусу И. И. присвоено звание младший лейтенант. За время службы в 97 СБАПе и 209 ББАПе им произведено 93 боевых вылета, в ходе которых совместно с другими лётчиками уничтожено 9 танков, 106 автомашин, 44 повозки, 20 орудий, 20 миномётов, 2 цистерны, 3 склада, 4 железнодорожных вагона, 6 точек зенитной артиллерии, 3 дзота и до 900 солдат и офицеров противника. 12 сентября 1942 года 209 ББАП был расформирован, и младший лейтенант Мейлус И. И. переведён в 44-ю ОКРАЭ (отдельная корректировочная авиационная эскадрилья), которая с 1 ноября 1942 года приступила к ведению боевых действий на Калининском фронте. 22 ноября 1942 года младшему лейтенанту Мейлусу И. И. на Калининском фронте присвоено звание лейтенант, а 5 апреля 1943 года на Волховском фронте — старший лейтенант. Весной 1943 года в связи с отсутствием новых Су-2 командование ВВС приступило к формированию корректировочных эскадрилий на самолётах Ил-2, потому старший лейтенант Мейлус И. И. был направлен в 3-ю штурмовую авиационную эскадрилью 16 учебно-тренировочного авиационного полка для переучивания по сокращённой программе, которую закончил на «отлично». За время переучивания на самолётах УИл-2 и Ил-2 совершил 23 вылета с общим налётом 6 часов 11 минут. Командир 16-го ОУТАП подполковник Вевер в лётной характеристике от 24 мая 1943 года указывал: «Старший лейтенант Мейлус И. И. может быть использован в боевом авиационном полку на самолёте Ил-2. И может быть допущен к вывозке лётного состава на самолёте УИл-2 в качестве инструктора со второй кабины». 15 марта 1943 года старший лейтенант Мейлус И. И. летал на выполнение боевого задания корректировать огонь артиллерии по артбатареям противника в районе населённого пункта Мга. Его прикрывали два Як-1. Противник выслал четыре FW-190 с задачей — сбить самолёт-корректировщик. Старший лейтенант Мейлус И. И. вместе с истребителями прикрытия вступил в бой, при этом не переставая корректировать огонь нашей артиллерии, в результате чего была подавлена четырёхорудийная батарея противника. В воздушном бою в группе было сбито три FW-190. Четвёртый истребитель покинул поле боя. Приказом командующего артиллерией Волховского фронта от 15 марта 1943 года лейтенант Мейлус И. И. награждён орденом «Отечественной войны» 2-й степени за отличную корректировку огня. В ноябре 1943 года старший лейтенант Мейлус И. И. был переведён в 958-й штурмовой авиационный полк и принял участие в боевых действиях на Волховском, Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах. За период с 22 июня 1941 года по 27 ноября 1943 года он произвёл 123 успешных боевых вылета, при этом уничтожил 9 танков, 107 автомашин, 110 повозок с лошадьми, 22 орудия, 1 мост, 4 железнодорожных вагона, 22 миномёта, 5 дзотов, 5 автоцистерн с горючим, 3 самолёта на аэродромах, 3 склада с боеприпасами, 1 артбатарею противника, до 1219 человек живой силы противника и сфотографировал 7 маршрутов укрептерритории врага. 1944 год принёс резкое повышение активности боевых действий. Старший лейтенант Мейлус И. И., будучи заместителем командира авиаэскадрильи, неоднократно летал на выполнение боевых заданий. Участвуя в боях за Новгород, он водил в бой группы от 2 до 6 самолётов. 2 февраля 1944 года Мейлус И. И. возглавил группу из четырёх Ил-2, имевших задание уничтожить отходящие войска противника по дорогам Вдицко — Огорели — Язвинка. Снизившись до бреющего полёта, группа штурмовала войска противника, уничтожив до 45 солдат и офицеров, 5 автомашин, подавила огонь 5 огневых точек. 9 февраля он водил в бой группу из четырёх Ил-2 с задачей: нанести штурмовой и бомбардировочный удары по арт-позициям в районе 1 км восточнее населённого пункта Пески. Район цели был сильно насыщен зенитными средствами противника. Применяя противозенитный манёвр, группа задание выполнила отлично, уничтожив до 25 солдат и офицеров, подавив огонь четырёх орудий полевой артиллерии и создав два очага пожара, сопровождавшихся взрывами. В представлении от 20 февраля 1944 года к ордену Красного Знамени на заместителя командира авиаэскадрильи старшего лейтенанта Мейлуса И. И. командир 958-го ШАП майор Ярошенко писал: «На фронте Отечественной войны совершил 136 успешных боевых вылетов. После последней награды совершил 28 боевых вылетов, из них на самолёте Ил-2 — 21 вылет». 15 марта старший лейтенант Мейлус был награждён орденом «Отечественной Войны» 1 степени. В аттестационном листе на присвоение очередного звания капитан от 13 июня 1944 года командир 958-го шап майор Ярошенко указывал: «Участвуя на фронте Отечественной войны на самолётах У-2, Р-5, Су-2, совершил 127 боевых вылетов, на самолёте Ил-2 совершил 33 боевых вылета. За отличные организаторские способности и отличную штурманскую подготовку приказом по 14-й ВА (воздушная армия) назначен на должность штурмана полка в мае месяце 1944 года. Летает на самолётах: У-2, Р-5, Су-2, Ил-2. Общий налёт на всех типах самолётов 800 часов, из них боевой налёт 160 час. Налёт на самолёте Ил-2 100 часов, боевой налёт на Ил-2 39 часов». И уже 20 июля ему присваивают это очередное звание. 3 августа 1944 года на выполнение боевых заданий два раза водил группы по четыре Ил-2 с задачей: подавить арт-миномётные батареи противника и уничтожить живую силу в опорном пункте Лаура. Преодолевая зону зенитного огня, группа вышла на цель и метко сброшенными бомбами уничтожила 2 орудия полевой артиллерии, 3 миномёта, до 20 солдат и офицером противника и подавила огонь батареи зенитной артиллерии. Создано 2 очага пожара, сопровождавшихся взрывами.
10 августа старший лейтенант Мейлус И. И. дважды вылетал для подавления артиллерийских позиций и уничтожения живой силы противника в районе Стуколова. Группой задание было выполнено на отлично, при этом уничтожено: 3 орудия полевой артиллерии, до 20 солдат и офицеров противника, подавлен огонь 1 батареи полевой артиллерии, 3 точки зенитных пулемётов, создано 3 очага пожара. 17 августа 1944 года выполнял боевое задание ведущим четырёх Ил-2 по уничтожению живой силы противника и подавлению арт-миномётных батарей в районе Разина. Группа боевое задание выполнила на отлично, при этом уничтожив 20 солдат противника, 1 орудие полевой артиллерии, подавлен огонь 3 точек зенитной артиллерии и 4 миномёта. При возвращении с боевого задания капитан Мейлус И. И. заметил группу из двенадцати Ju-87, возвращавшуюся с боевого задания под прикрытием десяти FW-190. Приняв решение атаковать, он подал команду своим ведомым. Смело врезавшись в строй самолётов противника, Илы нарушили их боевой порядок, заставив в панике броситься в разные стороны. В завязавшемся воздушном бою в группе было сбито два Ju-87, которые горящими упали на землю в районе 3 км юго-западнее Разина. Группа в полном составе вернулась на свой аэродром. Капитан Мейлус И. И. в боях за города Псков и Остров лично водил группы по два раза в день. Лётным составом в Псковско-Островскую операцию было совершено 230 успешных боевых вылетов. Из них капитан Мейлус И. И. лично совершил на самолёте Ил-2 24 боевых вылета на штурмовку и бомбардирование огневых средств, техники и живой силы противника на переднем крае его обороны, за что командиром 958-го ШАП майором Ярошенко 24 августа 1944 года представлен к награждению орденом Красного Знамени и 20 сентября получил эту награду. В 1944 году капитану Мейлусу И. И. неоднократно объявлялись благодарности за участие в боевых действиях, которые закончились для 958-го ШАП 26 ноября 1944 года. В дальнейшем прошёл переучивание на самолёт Ил-10. В боевой характеристике на штурмана 958-го ШАП капитана Мейлуса И. И. от 30 декабря 1944 года командир 958-го ШАП подполковник Ярошенко писал: «Участвуя в Отечественной войне, на самолёте Ил-2 совершил 57 боевых вылетов, на Су-2 132 вылета с общим боевым налётом 202 часа. Летает на самолётах: ПС-2, УТ-2, Р-5, СБ (АНТ-40), Су-2, Ил-2. Общий налёт на всех типах самолётов 1230 часов, из них налёт на Ил-2 115 часов, боевой налёт на Ил-2 65 часов. За время руководства штурманской службой в полку лётным составом совершено 986 успешных боевых вылетов без единого случая потери ориентировки групп, а также сдельных экипажей, невыхода на цель и бомбометания по своим войскам». В наградном листе на присвоение звания Героя Советского Союза указывалось: «На Волховском, Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах на самолёте Ил-2 совершил 57 успешных боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку живой силы, огневых средств и техники противника на переднем крае его обороны. В бою умеет сочетать мужество и героизм с высоким лётным мастерством, благодаря чему наносит вред и большие уроны в живой силе и технике противника. За совершенные 189 боевых вылетов не имел ни одной боевой или не боевой потери матчасти. За совершенные 189 боевых вылетов капитан Мейлус И. И. лично уничтожил 3 самолёта на аэродромах, 9 танков, 127 автомашин, 114 повозок с грузом, 38 орудий полевой артиллерии, 4 железнодорожных вагона, 25 миномётов, 5 дзотов, 5 автоцистерн с горючим, 3 склада с боеприпасами, 1 артбатарею противника, 1 мост, до 1219 человек живой силы противника и сфотографировал 7 маршрутов укрептерритории врага. В групповых воздушных боях сбил 5 самолётов противника. За геройство и мужество, проявленные в боях за социалистическую Родину, за отличное выполнение боевых заданий командования на фронтах Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками, за умелое руководство лётным составом полка, за высокое лётное мастерство достоин присвоения звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда». 23 февраля 1945 года штурману 958-го ШАП капитану Мейлусу И. И. указом президиума ВС СССР было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В период Отечественной войны он получил опыт свободной охоты, бомбово-штурмовых ударов по объектам и живой силе противника, как одиночным экипажем, так и в группе. В дальнейшем капитан Мейлус передавал свой большой опыт молодым лётчикам. 1 июня 1945 года капитан Мейлус И. И. назначен заместителем командира 958-го ШАП ВВС МВО. Приказом Министра обороны от 18 ноября 1959 года полковник Иван Игнатьевич Мейлус в возрасте 46 лет уволен в запас по выслуге установленных сроков действительной службы с правом ношения военной формы одежды. Из списков части исключён с 7 января 1960 года. После увольнения в запас Иван Игнатьевич Мейлус жил в городе Запорожье. Работал сначала диспетчером, а затем заместителем начальника Запорожского аэропорта. Умер 20 сентября 1987 года. Похоронен Мейлус Иван Игнатьевич на Капустяном кладбище (центральная аллея) Запорожья.
Родился 15 августа 1913 года на руднике Рутченково Рутченковского района Сталинской области (ныне находится в черте города Донецк) в семье рабочего. Отец до и после революции работал на том же руднике машинистом водокачки, мать была домохозяйкой. Окончил 7 классов. Затем поступил в горнопромышленное училище рудника Рутченково по специальности электрослесарь. После окончания училища, в 1930 году и до призыва в армию, работал шофёром в гаражах коксохимзавода, а позднее — в управлении новыми шахтами. В 1935 году был призван Рутченковским РВК для прохождения действительной военной службы и направлен в город Бобруйск (Белоруссия) в бронетанковые войска. В декабре этого же года был переведён в Минск в 45-й авиационный отряд. В 1937 году, после окончания срока службы, остался сверхсрочником и работал до апреля 1940 года в отдельном звене связи при 100-й пехотной дивизии Белорусского военного округа авиамехаником. В апреле 1940 года получил направление в Пуховическую военно-авиационную школу пилотов Западного военного округа (Белоруссия). В декабре этого же года школа перебазировалась в город Поставы (Литва). После выпуска, в феврале 1941 года, курсанту Мейлусу И. И. было присвоено звание старшина, и он был направлен в 97-й скоростной бомбардировочный авиационный полк ЗапОВО (город Бобруйск) пилотом. В 1941 году он окончил Полтавскую военно-авиационную школу пилотов. С 25 июня 1941 года в составе 97 СБАПа (Брянский фронт) принимал активное участие в уничтожении гитлеровских войск. Уже на третий день войны лётчики полка наносили бомбовые удары по наступающим соединениям 2-й танковой группы. Так, они с 1 по 28 сентября совершили 562 боевых вылета, в основном уничтожая противника в районе населённых пунктов Стародуб, Почеп, Глухов. 10 сентября 1941 года старшина Мейлус И. И. выполнял боевое задание ведомым в группе пяти Су-2. Перед группой была поставлена задача бомбардировать артиллерийские позиции противника в районе города Почеп. По цели был нанесён эффективный удар и подавлен огонь артиллерийской батареи из четырёх орудий. При отходе от цели старшина Мейлус И. И. подавлял огонь точек зенитной артиллерии. При возвращении с боевого задания он обнаружил аэродром противника, на котором находилось до двадцати самолётов Hs-126. Сделав три захода по аэродрому, старшина Мейлус И. И. поджёг три из них, израсходовав при этом весь боекомплект. Результат своего удара он сфотографировал и привёз в часть снимок полевого аэродрома противника, куда после была выслана группа Су-2 с задачей нанести удар по аэродрому. В результате налёта на земле было уничтожено девять самолётов Hs-126. Приказом 2/6 от 7 ноября 1941 года старшина Мейлус был награждён орденом «Красного Знамени». 25 декабря 1941 года Мейлус И. И. летал ведущим звена в группе девяти Су-2 на выполнение боевого задания с задачей нанести бомбовый удар по автоколонне противника на дороге Мажарово-Змеевка. Группа обнаружила цель и сделала три захода по автоколонне, в результате чего было уничтожено 10 автомашин с войсками и штабной автобус. За отличное выполнение боевого задания старшине Мейлусу И. И. командующий ВВС 3-й армии объявил благодарность с вручением именных часов. Весной 1942 года боевые действия активизировались, и сражавшийся к тому времени на Брянском фронте 97-й СБАП потерял в мае во время бомбёжки на аэродроме Ельца почти все Су-2. Оставшимися машинами с личным составом усилили 209-й ближне — бомбардировочный авиационный полк. Этой части вместе с другими полками ВВС фронта пришлось в трудных условиях отбивать начавшееся 28 июня немецкое наступление, многие полки несли тяжёлые потери, но 209 ББАП сохранил боеспособность. 28 августа 1942 года старшине Мейлусу И. И. присвоено звание младший лейтенант. За время службы в 97 СБАПе и 209 ББАПе им произведено 93 боевых вылета, в ходе которых совместно с другими лётчиками уничтожено 9 танков, 106 автомашин, 44 повозки, 20 орудий, 20 миномётов, 2 цистерны, 3 склада, 4 железнодорожных вагона, 6 точек зенитной артиллерии, 3 дзота и до 900 солдат и офицеров противника. 12 сентября 1942 года 209 ББАП был расформирован, и младший лейтенант Мейлус И. И. переведён в 44-ю ОКРАЭ (отдельная корректировочная авиационная эскадрилья), которая с 1 ноября 1942 года приступила к ведению боевых действий на Калининском фронте. 22 ноября 1942 года младшему лейтенанту Мейлусу И. И. на Калининском фронте присвоено звание лейтенант, а 5 апреля 1943 года на Волховском фронте — старший лейтенант. Весной 1943 года в связи с отсутствием новых Су-2 командование ВВС приступило к формированию корректировочных эскадрилий на самолётах Ил-2, потому старший лейтенант Мейлус И. И. был направлен в 3-ю штурмовую авиационную эскадрилью 16 учебно-тренировочного авиационного полка для переучивания по сокращённой программе, которую закончил на «отлично». За время переучивания на самолётах УИл-2 и Ил-2 совершил 23 вылета с общим налётом 6 часов 11 минут. Командир 16-го ОУТАП подполковник Вевер в лётной характеристике от 24 мая 1943 года указывал: «Старший лейтенант Мейлус И. И. может быть использован в боевом авиационном полку на самолёте Ил-2. И может быть допущен к вывозке лётного состава на самолёте УИл-2 в качестве инструктора со второй кабины». 15 марта 1943 года старший лейтенант Мейлус И. И. летал на выполнение боевого задания корректировать огонь артиллерии по артбатареям противника в районе населённого пункта Мга. Его прикрывали два Як-1. Противник выслал четыре FW-190 с задачей — сбить самолёт-корректировщик. Старший лейтенант Мейлус И. И. вместе с истребителями прикрытия вступил в бой, при этом не переставая корректировать огонь нашей артиллерии, в результате чего была подавлена четырёхорудийная батарея противника. В воздушном бою в группе было сбито три FW-190. Четвёртый истребитель покинул поле боя. Приказом командующего артиллерией Волховского фронта от 15 марта 1943 года лейтенант Мейлус И. И. награждён орденом «Отечественной войны» 2-й степени за отличную корректировку огня. В ноябре 1943 года старший лейтенант Мейлус И. И. был переведён в 958-й штурмовой авиационный полк и принял участие в боевых действиях на Волховском, Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах. За период с 22 июня 1941 года по 27 ноября 1943 года он произвёл 123 успешных боевых вылета, при этом уничтожил 9 танков, 107 автомашин, 110 повозок с лошадьми, 22 орудия, 1 мост, 4 железнодорожных вагона, 22 миномёта, 5 дзотов, 5 автоцистерн с горючим, 3 самолёта на аэродромах, 3 склада с боеприпасами, 1 артбатарею противника, до 1219 человек живой силы противника и сфотографировал 7 маршрутов укрептерритории врага. 1944 год принёс резкое повышение активности боевых действий. Старший лейтенант Мейлус И. И., будучи заместителем командира авиаэскадрильи, неоднократно летал на выполнение боевых заданий. Участвуя в боях за Новгород, он водил в бой группы от 2 до 6 самолётов. 2 февраля 1944 года Мейлус И. И. возглавил группу из четырёх Ил-2, имевших задание уничтожить отходящие войска противника по дорогам Вдицко — Огорели — Язвинка. Снизившись до бреющего полёта, группа штурмовала войска противника, уничтожив до 45 солдат и офицеров, 5 автомашин, подавила огонь 5 огневых точек. 9 февраля он водил в бой группу из четырёх Ил-2 с задачей: нанести штурмовой и бомбардировочный удары по арт-позициям в районе 1 км восточнее населённого пункта Пески. Район цели был сильно насыщен зенитными средствами противника. Применяя противозенитный манёвр, группа задание выполнила отлично, уничтожив до 25 солдат и офицеров, подавив огонь четырёх орудий полевой артиллерии и создав два очага пожара, сопровождавшихся взрывами. В представлении от 20 февраля 1944 года к ордену Красного Знамени на заместителя командира авиаэскадрильи старшего лейтенанта Мейлуса И. И. командир 958-го ШАП майор Ярошенко писал: «На фронте Отечественной войны совершил 136 успешных боевых вылетов. После последней награды совершил 28 боевых вылетов, из них на самолёте Ил-2 — 21 вылет». 15 марта старший лейтенант Мейлус был награждён орденом «Отечественной Войны» 1 степени. В аттестационном листе на присвоение очередного звания капитан от 13 июня 1944 года командир 958-го шап майор Ярошенко указывал: «Участвуя на фронте Отечественной войны на самолётах У-2, Р-5, Су-2, совершил 127 боевых вылетов, на самолёте Ил-2 совершил 33 боевых вылета. За отличные организаторские способности и отличную штурманскую подготовку приказом по 14-й ВА (воздушная армия) назначен на должность штурмана полка в мае месяце 1944 года. Летает на самолётах: У-2, Р-5, Су-2, Ил-2. Общий налёт на всех типах самолётов 800 часов, из них боевой налёт 160 час. Налёт на самолёте Ил-2 100 часов, боевой налёт на Ил-2 39 часов». И уже 20 июля ему присваивают это очередное звание. 3 августа 1944 года на выполнение боевых заданий два раза водил группы по четыре Ил-2 с задачей: подавить арт-миномётные батареи противника и уничтожить живую силу в опорном пункте Лаура. Преодолевая зону зенитного огня, группа вышла на цель и метко сброшенными бомбами уничтожила 2 орудия полевой артиллерии, 3 миномёта, до 20 солдат и офицером противника и подавила огонь батареи зенитной артиллерии. Создано 2 очага пожара, сопровождавшихся взрывами.
10 августа старший лейтенант Мейлус И. И. дважды вылетал для подавления артиллерийских позиций и уничтожения живой силы противника в районе Стуколова. Группой задание было выполнено на отлично, при этом уничтожено: 3 орудия полевой артиллерии, до 20 солдат и офицеров противника, подавлен огонь 1 батареи полевой артиллерии, 3 точки зенитных пулемётов, создано 3 очага пожара. 17 августа 1944 года выполнял боевое задание ведущим четырёх Ил-2 по уничтожению живой силы противника и подавлению арт-миномётных батарей в районе Разина. Группа боевое задание выполнила на отлично, при этом уничтожив 20 солдат противника, 1 орудие полевой артиллерии, подавлен огонь 3 точек зенитной артиллерии и 4 миномёта. При возвращении с боевого задания капитан Мейлус И. И. заметил группу из двенадцати Ju-87, возвращавшуюся с боевого задания под прикрытием десяти FW-190. Приняв решение атаковать, он подал команду своим ведомым. Смело врезавшись в строй самолётов противника, Илы нарушили их боевой порядок, заставив в панике броситься в разные стороны. В завязавшемся воздушном бою в группе было сбито два Ju-87, которые горящими упали на землю в районе 3 км юго-западнее Разина. Группа в полном составе вернулась на свой аэродром. Капитан Мейлус И. И. в боях за города Псков и Остров лично водил группы по два раза в день. Лётным составом в Псковско-Островскую операцию было совершено 230 успешных боевых вылетов. Из них капитан Мейлус И. И. лично совершил на самолёте Ил-2 24 боевых вылета на штурмовку и бомбардирование огневых средств, техники и живой силы противника на переднем крае его обороны, за что командиром 958-го ШАП майором Ярошенко 24 августа 1944 года представлен к награждению орденом Красного Знамени и 20 сентября получил эту награду. В 1944 году капитану Мейлусу И. И. неоднократно объявлялись благодарности за участие в боевых действиях, которые закончились для 958-го ШАП 26 ноября 1944 года. В дальнейшем прошёл переучивание на самолёт Ил-10. В боевой характеристике на штурмана 958-го ШАП капитана Мейлуса И. И. от 30 декабря 1944 года командир 958-го ШАП подполковник Ярошенко писал: «Участвуя в Отечественной войне, на самолёте Ил-2 совершил 57 боевых вылетов, на Су-2 132 вылета с общим боевым налётом 202 часа. Летает на самолётах: ПС-2, УТ-2, Р-5, СБ (АНТ-40), Су-2, Ил-2. Общий налёт на всех типах самолётов 1230 часов, из них налёт на Ил-2 115 часов, боевой налёт на Ил-2 65 часов. За время руководства штурманской службой в полку лётным составом совершено 986 успешных боевых вылетов без единого случая потери ориентировки групп, а также сдельных экипажей, невыхода на цель и бомбометания по своим войскам». В наградном листе на присвоение звания Героя Советского Союза указывалось: «На Волховском, Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах на самолёте Ил-2 совершил 57 успешных боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку живой силы, огневых средств и техники противника на переднем крае его обороны. В бою умеет сочетать мужество и героизм с высоким лётным мастерством, благодаря чему наносит вред и большие уроны в живой силе и технике противника. За совершенные 189 боевых вылетов не имел ни одной боевой или не боевой потери матчасти. За совершенные 189 боевых вылетов капитан Мейлус И. И. лично уничтожил 3 самолёта на аэродромах, 9 танков, 127 автомашин, 114 повозок с грузом, 38 орудий полевой артиллерии, 4 железнодорожных вагона, 25 миномётов, 5 дзотов, 5 автоцистерн с горючим, 3 склада с боеприпасами, 1 артбатарею противника, 1 мост, до 1219 человек живой силы противника и сфотографировал 7 маршрутов укрептерритории врага. В групповых воздушных боях сбил 5 самолётов противника. За геройство и мужество, проявленные в боях за социалистическую Родину, за отличное выполнение боевых заданий командования на фронтах Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками, за умелое руководство лётным составом полка, за высокое лётное мастерство достоин присвоения звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда». 23 февраля 1945 года штурману 958-го ШАП капитану Мейлусу И. И. указом президиума ВС СССР было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В период Отечественной войны он получил опыт свободной охоты, бомбово-штурмовых ударов по объектам и живой силе противника, как одиночным экипажем, так и в группе. В дальнейшем капитан Мейлус передавал свой большой опыт молодым лётчикам. 1 июня 1945 года капитан Мейлус И. И. назначен заместителем командира 958-го ШАП ВВС МВО. Приказом Министра обороны от 18 ноября 1959 года полковник Иван Игнатьевич Мейлус в возрасте 46 лет уволен в запас по выслуге установленных сроков действительной службы с правом ношения военной формы одежды. Из списков части исключён с 7 января 1960 года. После увольнения в запас Иван Игнатьевич Мейлус жил в городе Запорожье. Работал сначала диспетчером, а затем заместителем начальника Запорожского аэропорта. Умер 20 сентября 1987 года. Похоронен Мейлус Иван Игнатьевич на Капустяном кладбище (центральная аллея) Запорожья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий